Российские воздушные «киборги» наносят удар (часть вторая)

Россия сумела выбрать правильный путь для развития военной авиации, США - нет.

просмотры37563
18.02.16 17:41
БПЛА, беспилотник, авиация, парашют

Начало: Российские воздушные «киборги» наносят удар: беспилотная авиация

Россия


Оговорюсь сразу. Вся программа создания БПЛА в России засекречена. В сети есть много неточной и дезинформирующей информации. Разработка некоторых аппаратов уже не финансируются. Это создает бурный рост для фантазии и массу неудобств для работы с реальной информацией. Все, что написано ниже это некий фильтр и обрывки собранной из разных открытых источников крупиц, как кажется автору, реальных данных.

Россия очень долго не строила своих ударных БПЛА. Это дало повод заговорить о ее технологической отсталости и даже проигрыше военно-воздушной гонки вооружений. Во многом аргументация ее недругов строилась на так называемом отставании РФ от США в области ударной беспилотной авиации. В то время как в США счет на подобные машины шел на сотни Россия только начала свои разработки. И ни кому даже в голову не могло прийти, что Россия тем самым вырвалась далеко вперед. Она в 2011 году была уже на том этапе, на котором США очутятся в 2016. То есть вырвется вперед на пять лет, а с учетом полной деградации американских КБ этот разрыв будет постоянно расти.

Конечно, Россия не стала копировать тупиковую концепцию «Бронко». Нет, легкий и дешевый разведывательный аппарат нужен, но превращать его в ударный, до этого могли додуматься только в США с их безразмерным военным бюджетом и стремлением его распилить во что бы то ни стало.

Военная доктрина России не предполагала мирового доминирования, а значит, подобные машины ей были попросту не нужны. Наоборот Россия изначально озабочена своей обороной, и нуждается в самолетах приспособленных к решению данной проблемы. В то же время требовалось создать комплексы, которые позволили бы минимизировать потери личного состава и могли бы помочь решить задачи разведки, ПВО и самолетов первой ударной волны, которых … не жалко.

Концептуальность и системность. Вот главные отличительные признаки российской беспилотной программы. В первую очередь военное руководство изначально приняло решение интегрировать тяжелые и средние (как и легкие) БПЛА в единую систему управления боем. Каждый из них будет иметь свой фронт задач и в то же время будет взаимодействовать с другими компонентами ВС РФ.

Принципиальным отличием российской беспилотной программы (и что ее выгодно отличает от американской) является то, что на первом этапе была создана именно новая концепция, затем под нее начали проектировать датчики, приборы, системы наведения, слежения и увязка их в единую систему. А уже потом началось проектирование самих БПЛА, которые стали платформами для уже созданных комплексных систем.

Понимаю, что звучит непонятно, а потому поясняю на примерах. В первую очередь БПЛА в российской концепции это разведчик. Он должен быть оснащен приборами для обнаружения противника в воздухе, на море и на земле.

Проблематика систем технического зрения была обойдена добавлением в состав оборудования уникальной системы распознания объектов по их спектральному анализу.

Говорит замгендиректора ОПК, входит в Ростех, Сергей Скоков: "Создается технология обработки потоков гиперспектральных данных. В основе технологии — уникальные характеристики спектрального излучения, которые имеет каждый объект или материал. По этим характеристикам наша аппаратура может однозначно идентифицировать, что находится в поле ее зрения, независимо от попыток противника что-то скрыть или ввести нас в заблуждение".

Данная система позволит не только существенно уменьшить уровень ошибок, но и сделает бессмысленным оптическую маскировку объектов, создание макетов и т.д. Также будет создана беспилотная летающая РЛС низкочастотного спектра. Это специальный самолет ДРЛО для обнаружения «стелс-самолетов». Они предназначены для круглосуточного дежурства и будут оборудованы современными системами РЭБ, делающие их практически неуязвимыми для имеющихся ракет дальнего и среднего радиуса. Ударные российские БПЛА, видимо, будут иметь среднюю дальность (им не надо контролировать земной шар). За счет этого решаются проблемы неуязвимости и боевых возможностей аппарата.

Вероятно, Россия не будет по примеру США производить универсальные разведывательно-ударные аппараты. Эти функции будут разделены, что даст резкий прирост эффективности их применения. Но главной "фишкой" российской беспилотной программы будет не это. Уже создана и испытана (в конце 2015 года) универсальная система искусственного интеллекта, позволяющая этим аппаратам работать в автономном режиме, постоянно обмениваться между собой собираемой информацией. Группа киборгов будет автоматически замещать уничтоженные звенья и наводить на цель либо управляемые человеком системы вооружений, либо … российских киборгов первого поколения (о которых комплексно я расскажу в отдельной статье). Отдельные элементы данной системы сейчас отрабатываются на «полигоне» в Сирии.

Все эти звенья могут работать как автономно, так и объединяться в различные конфигурации (границы между родами войск будут стерты, роботы сухопутных войск будут управлять роботами ВКС и ВМФ и наоборот). Большая часть оборудования для новых БПЛА уже создана. Платформы-носители уже проходят испытания и будут приняты на вооружение в 2016-17 годах, а с 2017-18 годов намечается их массовый выпуск. В конечном итоге планируется иметь на вооружении несколько тысяч подобных аппаратов разнообразного назначения.

Что еще не готово и чего ожидать в будущем? Уже несколько лет финансируются программы БПЛА очередного поколения, где будут реализованы уже все вышеперечисленные функции. Пока не готов прибор спектрального анализа обстановки (план до 2020 года) и низкочастотная летающая РЛС (план - 2020 год). В общем, программа создания уже фактически полноценных воздушных киборгов будет окончена в промежутке между 2020 и 2025 годом и Россия приступит к созданию БПЛА следующего поколения, которые на сегодня прорабатываются в эскизах. Их еще называют истребителями шестого поколения, но говорить пока об этом рано.

Очевидно, что пригодность беспилотной авиации к реальному маневренному воздушному бою пока недостаточно изучена и в металле (углепластике) подобные машины появятся нескоро, разве что в качестве испытательных. Вероятно, это все-таки перспектива на 2040-50-ее годы. Но заниматься ею нужно уже сегодня, чтобы и очередная фантастическая сказка стала былью, как очень скоро именно русские первыми воплотят в реальность, придуманную американскими фантастами сказку о высокоинтеллектуальных киборгах. Пусть и не в полной мере.

Необходимое послесловие


США проектировали свои первые ударные БПЛА аппараты под уже созданную концепцию «банановых войн». Только в более дешевом беспилотном варианте. Его и получили, а Россия изначально создала концепцию применения БПЛА будущего. Создала под эту концепцию средства борьбы, а потом поставила все это на несущие платформы, которые за это время были созданы и проверены. Это позволило на первом этапе скрыть сами работы, а потом, когда все открылось, быстро создать боеготовые аппараты и вырваться вперед.

Еще очень важный момент. Все новые российские беспилотники создаются как изделия двойного назначения. Их место в гражданской жизни уже прописано и планы применения составлены. Это позволяет, как уменьшить стоимость аппаратов, так и создать целую новую отрасль, которая очень скоро станет для России очередным источником валютных поступлений и гордости для ее народа.

И опять мы видим ошибку американских стратегов и конструкторов на концептуальном уровне, что говорит об их деградации и исчезновении целых военных, научных и производственных школ, которые воссоздать очень тяжело, а в реалиях США, пожалуй, уже и невозможно. Чтобы их создать заново, надо менять современный «американский образ жизни» и воспитание молодежи, где умный и сообразительный ребенок не «ботан», а потому и «неудачник», а элита общества. То есть сменить элиту постиндустриализма на элиту технократов. И с этого момента (когда в обществе начнут культивировать данный принцип) должно пройти 20-30 лет, чтобы был результат. Другого варианта нет.

Общие выводы (по авиации)


США


Попытаемся разобраться с общими проблемами строительства авиации США. Проблемы с авиастроением носят комплексный характер. Очень сложно списать на случайность подряд четыре провала. Программа самолета F-117 была закрыта досрочно (первый блин «невидимости»). Программа создания стратегического бомбардировщика В-2 по количеству построенных экземпляров была урезана в 6,6 раза (и это на фоне катастрофического старения самолетного парка стратегической авиации).

Вопрос денег тут не был краеугольным. Характеристики самолета, оказались ниже расчетных. Эффект «полной невидимости» для радаров так и не был достигнут, а именно ему были принесены в жертву все остальные характеристики самолетов невидимок первого поколения. Программа нового стратегического бомбардировщика будущего фактически повторяет те же ошибки. Самолет F-22 не стал массовым.

В первую очередь из-за ошибок при выборе концепции истребителя. Высокие эксплуатационные расходы сделали невозможной постройку этого типа самолета в сколь угодно большой серии. Самолет F-35 должен был стать удешевленной копией F-22, а стал неудачным гибридом F-117, F-15 и «Харриера». При этом, он вполне предсказуемо взял от них всех все самое худшее: плохую маневренность (от «Харриера»), несостоявшуюся «невидимость» (от F-117), высокие затраты на обслуживание (от F-15).

Все эти неудачи, по моему глубокому убеждению, стали причиной системной болезни всего американского ВПК, очень хорошо описанные в книге американского экономиста Сеймура Мелмана «Прибыли без производства», где он утверждал, что раздувание бесконтрольных военных расходов в 1960-х и так и не прекратившееся в течении 20 лет (на момент написания книги) создали в отрасли комплексную проблему, которая в конечном итоге привела к раздуванию цен на всю военную продукцию и к технологической деградации государства.

Попытка что-то изменить в 1990-х, путем сокращения аппетитов Пентагона привели к техническим провалам, а на сегодня и к угрозе потери военного превосходства. Финал уже предопределен и его невозможно изменить. США перестали быть лидером даже военных разработок (гражданских уже давно). И все это на фоне просто колоссального военного бюджета.

Переход авиации на относительно дешевые беспилотные ударные самолеты, в конечном итоге был вынужденным шагом по экономии бюджетных средств. Тем не менее, реальным прорывом технологий они не стали. Более того уже очевидно, что США потеряли первенство и в этом сегменте авиации, что выглядит закономерным. Авиация ВМС США, учитывая перечисленное, выглядит скорее исключением. И то по большей части потому, что круг ее задач за последние десятилетия сильно сузился и потому, что ставка была сделана на старые, хорошо зарекомендовавшие себя самолеты.

К полноценной войне с противником одного ранга, в которые постепенно превращается Россия и Китай, авиация США на сегодня не готова. Она будет терять наработанное ранее преимущество и рано или поздно уступит пальму первенства. При этом что-либо изменить уже невозможно. Никакими деньгами.

Россия


Проблемы авиации России в основном связаны с экономическим провалом 1990 - 2000-х. Разрушение многих творческих коллективов, заводов, производственных связей дали к середине двухтысячных практически полную разруху в военной авиации. На плаву по большей части осталось КБ «Сухого» (благодаря внешним заказам и высокому уровню локализации производства внутри компании). Остальные коллективы только сейчас начинают оправляться от разгрома. Но даже сегодня можно говорить лишь о завершении начатых в СССР проектов. Ни один принципиально новый (начатый с нуля после развала СССР) военный самолет пока так и не поднялся на крыло.

Руководство России, по сути, не имело выбора. Других путей, кроме как завершать советские проекты, для развития авиации в ближайшие десятилетия все равно не было. Сделанная ставка, в конце концов, оказалась выигрышной, но лишь потому, что авиастроительная промышленность США, как и вся промышленность в целом, уже 40 лет носила в себе зерна своей гибели.

Строительство «новых» самолетов будет нарастать и очень скоро Россия достигнет паритета с авиацией США (если комплексно оценивать численность и качество). Воссоздание конструкторской мощи это дело десятилетий. Работа уже идет (около 10 лет), но заметный результат будет достигнут не ранее, чем через 10-15 лет. Именно тогда можно рассчитывать на получение принципиально-новых концепций и машин их реализующих.

Первые части статей об авиационном противостоянии России и США: Противостояние: Тактическая авиация России и США после холодной войны, Противостояние: история «стратегических» провалов США от В-1 до В-3, Как украсть у страны триллион долларов: авиация ВМС в 21 веке.

На этом с авиацией мы заканчиваем и переходим к анализу военно-морских сил.

Автор: